1. Нарушение ряда правил защиты информации: новые размеры штрафов с 23 мая 2025 годаЗа несоблюдение федеральных требований о защите информации (кроме гостайны) должностному лицу по общему правилу грозит штраф от 10 тыс. до 50 тыс. руб., а компании – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Аналогичный размер ответственности установили за использование несертифицированных средств защиты данных (кроме гостайны), если сертификация обязательна.
Срок давности привлечения к ответственности по всей статье КоАП РФ о несоблюдении правил защиты информации теперь составляет 1 год с даты нарушения.
Есть и другие новшества. Закон вступил в силу 23 мая 2025 года.
Документ: Федеральный закон от 23.05.2025 N 104-ФЗ
2. Практика коллегии по экономическим спорам ВС РФ: обзор за апрельАнонс обзора:
Представитель может обратиться в суд за взысканием судебных расходов с проигравшего, если это право ему передали по договору цессии.
Назначение платежа в платежном поручении не меняет очередность погашения требований.
Запрет на строительство действует, даже если застройщик получил ГПЗУ до его введения.
Если в деле нет подлинника договора купли-продажи, это не означает, что цену договора нужно определять исходя из рыночной стоимости.
"Антиотмывочные" ограничения на операции по счету должника не мешают взыскать долг по исполнительному документу.
Приватизированные коммунальные объекты могут не вернуть муниципалитету, если добросовестный приобретатель существенно их улучшил.
Долг компании перед аффилированным лицом могут не учесть при определении действительной стоимости доли участника.
Сопоставление расчетной цены и фактической, проведенное без оценки рыночной конъюнктуры, не доказывает размер ущерба.
Участник, под влиянием которого была заключена и исполнена явно нецелесообразная для общества сделка, обязан возместить убытки.
Подробнее в нашем обзоре.
3. Новый закон о местном самоуправлении: основные измененияС 19 июня 2025 года вступят в силу большинство норм нового закона о местном самоуправлении. Расскажем об основных изменениях, которые затрагивают территориальную организацию муниципалитетов, их полномочия и статус муниципальных должностных лиц. Подробнее в нашем обзоре.
Документ: Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
4. Операции с цифровыми рублями подпадут под многие "антиотмывочные" правила – закон опубликованС 1 июля 2025 года юрлиц и других пользователей платформы цифрового рубля обяжут по запросам ее участников (в их числе ряд банков) и ЦБ РФ предоставлять сведения и документы. Речь идет о материалах, которые нужны адресатам для соблюдения Закона о борьбе с легализацией преступных доходов (с. 47 и 64 нового закона).
По общему правилу участник сможет отказать в операции с цифровыми рублями, если заподозрит, что ее цель – отмывание преступных доходов или финансирование терроризма. В этом случае пользователь будет вправе передать участнику документы либо информацию об отсутствии оснований для отказа. Адресат сообщит итоги рассмотрения не позже 7 рабочих дней с даты обращения. Если решение не изменится, то пользователь сможет его оспорить через спецкомиссию при ЦБ РФ (с. 15 - 17, 47 и 48 нового закона).
Участник приостановит прием распоряжений пользователя, если не обновит сведения о последнем в течение 7 рабочих дней. Срок начнут исчислять сразу после даты, когда возникнут сомнения в достоверности и точности данных идентификации. Участник возобновит прием, когда направит в ЦБ РФ актуальную информацию (с. 42 нового закона).
Также участник не даст применять платформу для открытия счета цифрового рубля ряду клиентов. Среди них (с. 40 и 41 нового закона):
компании, которых ЦБ РФ или участник включил в группу высокой степени риска совершения подозрительных операций;
те, чье имущество надо заблокировать;
те, кто ведут бизнес без лицензии, если она нужна.
Есть и другие поправки.
Сейчас в "антиотмывочном" законе нет таких правил об операциях с цифровыми рублями. Однако ЦБ РФ уже установил: чтобы получить доступ к платформе, надо пройти идентификацию по этому закону.
Документ: Федеральный закон от 23.05.2025 N 105-ФЗ
5. Закон о локализации легковых такси заработает с 1 марта 2026 годаВ региональные реестры такси станут включать лишь те автомобили, которые будут отвечать одному из параметров локализации. Список подходящих моделей опубликует Минпромторг. По общему правилу ограничения не затронут ТС, которые отразили в реестре ранее 1 марта 2026 года (абз. 2, 7, 8 п. 1 ст. 1 и ст. 2 закона).
Параметры локализации такие (абз. 3 - 5 п. 1 ст. 1 закона):
ТС сделаны по специальным инвестиционным контрактам, которые заключены, например, с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года включительно;
ТС отвечают требованию правительства к госзакупкам продукции автопрома. Речь идет о сумме баллов за выполнение в РФ технологических операций при производстве.
Автовладельцев обяжут указывать в уведомлении о включении информации в региональный реестр год выпуска ТС и сумму баллов. Сведения о последних надо брать в спецреестре, в записи о подтверждении производства промпродукции в РФ (пп. "а" и "б" п. 2 ст. 1 закона).
Есть и другие новшества.
Полагаем, в список Минпромторга могут войти некоторые автомобили из перечня приоритетных для госслужащих: Lada Vesta, "Москвич 3", Haval F7 и др.
Напомним, перевозчики легковым такси обязаны использовать только те машины, которые среди прочего учтены в региональном реестре.
Документ: Федеральный закон от 23.05.2025 N 116-ФЗ
6. Единые штрафы за продажу энергетиков несовершеннолетним приняты в финальном чтенииЗа розничную продажу ребенку безалкогольного тонизирующего напитка (в т.ч. энергетического) планируют наказывать по КоАП РФ. Должностное лицо заплатит от 100 тыс. до 200 тыс. руб., а компания – от 300 тыс. до 500 тыс. руб. (п. 2 ст. 1 проекта).
Рассматривать дела будут региональные органы исполнительной власти по контролю (надзору) за реализацией таких товаров либо полиция. Последняя займется этим, если признаки нарушения непосредственно обнаружило ее должностное лицо (пп. "а" п. 3 и абз. 3 п. 4 ст. 1 проекта).
Новшества вступят в силу со дня опубликования закона (ст. 2 проекта).
Пока ответственность за продажу энергетиков несовершеннолетним установлена только в ряде регионов, например в Санкт-Петербурге. Однако штрафы там значительно ниже.
Напомним, общероссийский запрет на реализацию детям упомянутых товаров действует с 1 марта 2025 года. Он не касается чая, кофе и напитков на их основе.
Документ: Проект Федерального закона N 791244-8
7. Маркировка необработанной осетровой и лососевой икры отмененаПравила маркировки икры осетровых и лососевых (красной икры) больше не распространяются на продукцию, которую не подвергли переработке (обработке). Изменения вступили в силу 20 мая 2025 года.
Переработка (обработка) – это термическая обработка (кроме заморозки и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия либо сочетание этих процессов. Если икру просто заморозили или охладили, наносить на нее средства идентификации и передавать сведения в систему "Честный знак" не нужно.