Судьба валютного резидента

27.11.2017
Эксперты сообщили, что принятие поправок приведет к упрощению процедуры валютного контроля для резидентов, а также к сокращению количества спорных ситуаций при определении налоговой базы для граждан, длительное время проживающих за границей. Вместе с тем они указали на существенные недочеты документа, в частности на отсутствие конкретного перечня документов, которыми резиденты могут подтвердить факты пересечения границы.

Депутаты приняли в первом чтении проект поправок в Закон о валютном регулировании и валютном контроле, направленных на уточнение понятия «резидент» в отношении физических лиц и упрощение валютного регулирования и валютного контроля при осуществлении ряда валютных операций.

Авторы законопроекта пояснили, что изменения в законодательство необходимы в связи с тем, что на сегодняшний день понятие «резидент» неоднозначно понимается в отношении граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве более года.

Помимо уточнения понятий, проектом закона предусматривается расширение перечня разрешенных случаев зачисления денежных средств на счета резидентов, открытые ими в банках за пределами Российской Федерации, минуя уполномоченные банки. В тексте документа прописаны и особенности выполнения резидентами обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах и представлению отчетов о движении средств по зарубежным счетам.

В связи с подписанием Россией Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией в 2014 г. предлагается исключить из Закона требование об обязательности представления резидентом уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета или вклада с отметкой о принятии указанного уведомления. Таким образом, предполагается устранить излишнее административное обременение как для резидентов, так и для банков.

Также устанавливаются требования к определению налоговых органов по месту учета резидента, устраняется неопределенность в правоприменении в части осуществления оплаты резидентами товаров, работ, услуг на территории России с помощью банковских карт, эмитированных иностранными банками.

Законопроектом предлагается освободить граждан РФ от выполнения обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах и вкладах, открытых в банках за пределами России, и от ограничений на совершение операций. От обязательства по представлению отчетов о движении средств по зарубежным счетам граждане РФ тоже освобождаются, если срок их пребывания за пределами страны в течение года составит более 183 дней. Кроме того, поправками расширяется перечень валютных операций, которые могут совершаться россиянами при их нахождении за рубежом.

Предполагается, что предложенные проектом изменения вступят в силу уже с 1 января 2018 г.

Адвокат АП г. Москвы Андрей Лапин согласен, что положения законопроекта призваны устранить коллизии, появившиеся из-за разницы в определении понятия «резидент» налоговым и валютным законодательством. Также эксперт положительно отозвался об отмене требования предоставлять банку при совершении перевода на свой счет в иностранном кредитном учреждении уведомления об открытии счета с отметкой налогового органа. Кроме того, Андрей Лапин одобрил планируемое разрешение зачисления средств, полученных от продажи транспортных средств и недвижимости, на счета, открытые в банках на территории стран, присоединившихся к международному автоматическому обмену налоговой информацией.

«Неясно пока, как быстро будут проведены Россией двусторонние переговоры по обмену налоговой информацией, когда будет определен порядок идентификации по налоговому номеру. Боюсь, что до сентября 2018 г. участники российского финансового рынка вряд ли успеют классифицировать нерезидентов, так что страны их гражданства могут не получить от российских органов информацию. А обмен все-таки подразумевает взаимность», – констатировал Андрей Лапин.

Из недостатков проекта эксперт отметил несколько устаревший подход к платежам, совершаемым на территории России резидентами с помощью платежных карт иностранных банков: «В мире динамично развиваются разные платежные системы, и расчеты могут производиться за счет средств, находящихся в этих системах, к примеру с помощью считывания платежного QR-кода телефоном».

Проанализировав предлагаемые изменения, руководитель налоговой практики МКА «МАГНЕТАР» Анастасия Гарипова сообщила, что признание «валютного резидентства» минимизирует некоторые требования валютного законодательства, что облегчит документооборот для граждан. Эксперт уточнила, что это касается всех граждан РФ, независимо от частоты их перемещения через границу Российской Федерации и нахождения на ее территории, а также постоянного проживания за границей.

Анастасия Гарипова также отметила, что «валютное резидентство» может повлечь негативные налоговые последствия:
«С 2018 г. Российская Федерация присоединяется к автоматической системе обмена информацией по налоговым вопросам. Таким образом, у ФНС России может появиться возможность отслеживания движения денежных средств, а также расчетов по операциям с имуществом и имущественными правами, что позволит налоговым органам определять налоговые обязательства граждан».


В связи с этим адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин пояснил, что было бы логично установить законопроектом «переходный период, когда при сохранении прежних требований для резидентов одновременно с этим происходил бы анализ практики применения автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств». После чего можно было бы своевременно внести в указанные положения законопроекта необходимые для борьбы с «офшоризацией» экономики корректировки.

Также Василий Ваюкин заметил, что законопроект не содержит положений о правовом статусе (с точки зрения валютного контроля) граждан, проживающих за пределами России более 183 дней в году, которые при этом подпадают под персонифицированные санкции со стороны иностранных государств. «В законопроекте следует предусмотреть особенности правового положения граждан РФ, которые в соответствии со ст. 19 Закона о гражданстве Российской Федерации подали в уполномоченный орган заявление о выходе из гражданства РФ, рассматриваемое уполномоченным органом в течение 6 месяцев», – предложил эксперт. Он пояснил, что уточнение необходимо, чтобы предотвратить случаи, когда физическое лицо, утратившее гражданство до 1 июня соответствующего календарного года, фактически уклонилось от обязанности предоставить отчетность по совершенным операциям с денежными средствами в иностранных банках за предшествующий календарный год.

Вместе с тем Василий Ваюкин указал и на отсутствие в тексте законопроекта методики исчисления срока в 183 дня и конкретного перечня документов, которыми будут подтверждаться факты въезда/выезда резидентов. Эксперт считает, что необходимо закрепить в тексте примерный перечень документов, которыми резидент может подтвердить факт пересечения границы: транспортные билеты, гостиничные чеки, справки местных органов МВД о постановке на временный учет и т.д. «Крайне важно, чтобы перечень оставался открытым и добросовестный резидент мог использовать любые доказательства, подтверждающие факт его пребывания на территории иностранного государства в конкретный период времени», – подчеркнул адвокат.
Нужна консультация специалиста?