Изменения в законе о полиции к лучшему ?

Тарасов Роман Васильевич
Стажер адвоката
28.05.2020
В 2011 году была проведена существенная реформа в полиции, которая поменяла название нашей в то еще время народной «милиции» на «полицию» и расширила круг полномочий и обязанностей сотрудников полиции. В нынешней редакции закон наполнен расплывчатыми и противоречивыми формулировками и, конечно, далеко не совершенен, что по сути своей давало различным органам правопорядка возможность толковать идентичные ситуации из деятельности полиции кардинально по-разному. 

Нынешние изменения в законе направлены на устранение тех самых расплывчатых формулировок и на еще большее расширение прав сотрудников полиции. Также стоит отметить, что изменений в законе достаточно много, но большинство из них незначительные.  В данной статье мы разберем основные новеллы в законе «О полиции», причины этих изменений и последствия для обычных граждан. 

Одно из изменений коснулось п.2 ч.1 ст.13 вышеуказанного Закона, а именно было изменено право «проверять документы» на «требовать от граждан в случае их обращения назвать свои фамилию, имя и отчество, проверять документы». Что это значит на практике? Ранее вы могли спокойно подойти к сотруднику полиции и сообщить ему о каком-либо административном правонарушении или уголовном преступлении, да даже просто сообщить ему какую-либо важную для вас информацию, при этом вы могли не называть свои данные или исказить их для того, чтобы вас в дальнейшем не вызывали в правоохранительные органы из-за этого, или просто опасаясь, что лицо, на которые вы указали, захочет вам потом отомстить. Многие люди, проходя на улице, видят различные правонарушения – пьянствует на детских площадках молодежь, шумят и дерутся люди, не работает светофор, кому-то требуется помощь и многое другое. Обычный гражданин, видя сотрудника полиции, конечно к нему обратится и расскажет об увиденном. С нынешними изменениями сотрудник полиции имеет право требовать от вас назвать свои полные анкетные данные и предоставить документы, удостоверяющие вашу личность, то есть вы будете обязаны выполнить требования сотрудника полиции, так как в противном случае в отношении вас фактически может быть составлен административный протокол по ст.19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции».   

Кроме того, наряду с изменениями в данной норме в законе будут присутствовать определенные противоречия, например, по внутренним приказам Министерства внутренних дел и того же закона «О полиции» сотрудник полиции обязан принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. То есть получается, что при обращении гражданина к сотруднику полиции, последний обязан принять его обращение в любой форме, при этом даже если гражданин не называет свои анкетные данные, все равно сотрудник полиции обязан принять данное обращение и отреагировать на него, но в данном случае гражданину надо быть готовым к тому, что его могут самого привлечь к административной ответственности за отказ сообщить свои данные и предоставить документы, удостоверяющие личность. 

В наше время граждане крайне неохотно обращаются в правоохранительные органы ввиду определенных причин, а теперь с данным изменением, граждане будут делать это еще реже, так как подобное обращение может перерасти в собственные проблемы, такие как привлечение к административной ответственности за отказ сообщить сведения о себе, либо такие как вызовы в полицию для составления процессуальных документов или ответные действия со стороны того лица, в отношении которого гражданин обратился с заявлением.

Далее перейдём к очень существенному изменению ст.15 ФЗ «О полиции»: «Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории». Теперь это будет называться исключительно «проникновение». В нынешней редакции проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (военное положение, чрезвычайное положение, в ходе проведения оперативно - розыскных мероприятий, в случае получения судебного решения), а также:
1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
3) для пресечения преступления;
4) для установления обстоятельств несчастного случая.

Претерпит изменения п.2 ч.3 ст.15 Закона, теперь данный пункт будет звучать так: «для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления». В данном пункте не просто так были добавлены процессуальные статусы «подозреваемый» и «обвиняемый». Если ранее правоохранительным органам нужно было приложить определенные усилия и получить решение суда на осмотр жилища подозреваемого или обвиняемого, который стал от них скрываться или уклонялся от следственных действий, то с данным изменением все становится гораздо проще. Теперь следователь спокойно может объявить в розыск подозреваемого или обвиняемого и выписать отдельное поручение оперативным сотрудникам, в котором укажет возможный адрес подозреваемого или обвиняемого и попросит его задержать и доставить к нему для проведения следственных действий. После этого сотрудники полиции спокойно едут по названному адресу и «проникают» в жилище, где задерживают человека. При этом им не нужно никакое решение суда, а просто необходимо уведомить о проникновении собственника помещения и прокурора в течении 24 часов. О какой неприкосновенности жилища в таком случае может идти речь? По нашему мнению, с изменением в данной норме станут нарушаться основополагающие конституционные права граждан на неприкосновенность жилища и частной жизни. 

Также следует отметить, что теперь сотрудники полиции смогут проникать в жилище к гражданину, если потерпевшие или очевидцы преступления укажут на него, как на лицо, совершившее преступление. То есть вам спокойно могут выломать дверь и проникнуть в квартиру, если кто - либо из очевидцев или потерпевших укажет на вашу квартиру и сообщит, что преступник, совершивший преступление, укрылся в ней. Отдельно следует сказать о том, что в законе отсутствует пояснение про тяжесть преступления, при котором можно проникать в жилище. Одно дело сломать дверь и проникнуть в жилище, если там возможно находится лицо, совершившее тяжкое или особо тяжкое преступление, например, убийство, и совсем другое дело сломать дверь и проникнуть в жилище, если там возможно находится человек, который совершил преступление небольшой тяжести, например, подрался с кем-нибудь или украл бутылку водки.

В общем, данное изменение коснется очень многих людей, так как оно очень существенно развязывает руки правоохранительным органам и затрагивает наши с вами конституционные права.

Федеральный закон пополнится еще одной очень интересной статьей 15 прим.1: «Вскрытие транспортного средства». Ранее данной статьи в законе не было, тем не менее сотрудникам полиции это не мешало вскрывать транспортные средства, так как указанное регулировалось другими статьями – п.20 ч.1 ст.13 рассматриваемого Закона: «останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске…» и другими статьями, которые наделяют полицию правами выявлять, пресекать и раскрывать преступления.
Теперь же законодатель решил добавить конкретики в закон, в свете чего появилась данная статья, основные положения которой гласят:
1. Полиция имеет право осуществлять вскрытие транспортного средства, в том числе проникновение в него, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:
1) для спасения жизни граждан;
2) для обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
3) для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления;
4) для пресечения преступления;
5) для применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если имеются основания полагать, что совершившее данное правонарушение лицо находится в состоянии опьянения;
6) для проведения осмотра транспортного средства и (или) груза, если имеются основания полагать, что в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные;
7) для проверки сообщения об угрозе террористического акта;
8) для установления обстоятельств несчастного случая.

Также следует обратить внимание на то, что сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при вскрытии транспортного средства, если данная мера применялась по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами. То есть ни о какой минимизации материального ущерба здесь речь не идет, если надо вскрыть транспортное средство, то сотрудник полиции может как разбить стекло в нем, так и дверь сорвать, и за все это удовольствие будет платить сам собственник транспортного средства. Сотрудникам полиции необходимо будет просто уведомить о проникновении собственника транспортного средства и прокурора в течении 24 часов. Кроме того, полиция в отсутствие собственника или иного законного владельца вскрытого транспортного средства должна обеспечивать недопущение доступа посторонних лиц в транспортное средство. Как это будет осуществляться на практике, непонятно.

Следующее изменение касается части 2 статьи 16 рассматриваемого Закона, данная часть звучала так «Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности», с изменением в законе участки местности были заменены на территории и к ним были добавлены жилые помещения, строения и другие объекты. А главное изменение произойдет в части 4 данной статьи, а именно полицейских наделят полномочиями при блокировании (оцеплении) территорий производить осмотр транспортных средств и перевозимых грузов, досматривать граждан, входящих или выходящих из блокированных зон, и отказывать им в проходе, если они отказываются от досмотра.

Следует отметить, что согласно п.18 ч.1 ст.13 рассматриваемого Закона, полиция и так наделена полномочиями осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе в общественные места или на объекты, где проводятся публичные и массовые мероприятия, а также не допускать туда граждан, отказавшихся подвергнуться осмотру.

Вышеуказанными изменениями законодатель уточняет полномочия полиции, связанные с реализацией такой меры как оцепление (блокирование) территорий, жилых помещений, строений и других объектов, а также определяет меры, которые полицейский будет иметь право применить в отношении граждан. Стоит обратить внимание на то, что блокирование (оцепление) территорий проводится по решению руководителя территориального органа и не требует иных разрешений и согласований. По мнению законодателя, данное изменение позволит воспрепятствовать перемещению в зону оцепления предметов, свободный оборот которых запрещен или ограничен. Но так ли это? Данное изменение в законе дает полномочия тысячам начальников среднего звена МВД оцеплять (блокировать) территории и иные объекты, без каких-либо сложностей. 

Да, конечно, для введения подобных мер нужны веские основания и законодатель благородно добавил их в законопроект – 
«6) при проведении мероприятий, направленных на обнаружение предметов, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, либо при наличии оснований полагать, что в границах территорий или на объектах готовится, совершается (совершено) преступление;
7) при необходимости предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом». 

Основные вопросы возникают к новому 6 пункту, все мы понимаем, что преступления совершаются везде и постоянно, самые разные, от какой-нибудь кражи бутылки водки в магазине до того же самого терроризма, но законодатель не уточняет тяжесть преступления, что дает основания МВД вводить оцепление (блокирование) любой территории Российской Федерации в связи с совершением любого преступления. По нашему мнению, данное изменение значительно расширяет полномочия полиции и может привести к существенному ограничению прав и свобод граждан при его реализации.

И, наконец, последнее большое изменение в рассматриваемом законе, которое так долго ждали простые сотрудники полиции, проходящие службу в территориальных подразделениях, это, конечно, расширение прав при применении оружия. Изменения коснутся ч.2 ст.24 рассматриваемого Закона, ранее данная часть звучала так «При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона». Теперь слова «или прикоснуться к его огнестрельному оружию, сотрудник полиции» будут заменены на «прикоснуться к его огнестрельному оружию или совершить иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции…». То есть к основаниям применения огнестрельного оружия добавились действия гражданина, которые сотрудник полиции может расценить как угрозу нападения на себя. 

Ни для кого не секрет, что сотрудники полиции по большей части боятся применять оружие, так как их действия Следственный комитет, да и собственное руководство могут трактовать по-разному. В одной и той же ситуации сотрудника полиции, применившего оружие, могут самого привлечь к уголовной ответственности или, наоборот, признать его действия законными. Чтобы избежать расплывчатого толкования действия сотрудников полиции и было внесено данное изменение. Но так ли все хорошо? Все мы помним пример, где Сергей Абаничев кинул пластиковый стаканчик в сторону сотрудников полиции на митинге 27 июля 2019 года.  В отношении него было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 212 УК РФ, которое в дальнейшем было прекращено. С учетом нынешних изменений в рассматриваемом законе, сотрудник полиции может расценить бросок пластикового стаканчика как угрозу нападения на себя, ну а последствия вы и сами можете себе представить. 

В заключении хотелось бы сказать, что мы не рассматриваем изменения в законе «О полиции» исключительно в негативном свете, мы просто рассказываем о двух сторонах одной медали, и только время покажет, к чему приведут эти изменения.
Тарасов Роман Васильевич
Стажер адвоката
01Похожие новости
Нужна консультация специалиста?