Наличных не давать, счета не открывать, мобильные телефоны проверять

24.09.2018
Банкам и микрофинансовым организациям хотят дать доступ к информации о реальных владельцах мобильных номеров. Кроме того, финансовые организации и электронные платежные системы не будут выдавать клиентам наличность с обезличенных счетов и пластиковых карт. Ну и наконец, ЦБ РФ позволит банкам не вдаваться в подробности о причинах отказа в обслуживании гражданам и организациям.

1. Отказ в обслуживании без объяснения причин

Банк России фактически разрешил кредитным организациям не информировать клиентов о причинах отказа в открытии вкладов или проведении операций. Хотя по закону делать это банкиры должны обязательно. Центробанк РФ направил в кредитные организации письмо с разъяснениями о том, что в соответствии с нормами статьи 4 «антиотмывочного» Федерального закона № 115-ФЗ любой человек вправе узнавать причину, по которой ему было отказано в обслуживании. При этом в законе сказано, что такое информирование должно осуществляться в порядке, установленном в конкретном банке. Объем сведений, представленных клиенту кредитной организацией, должен быть достаточен для того, чтобы ими можно было воспользоваться для реализации механизма реабилитации. Иначе говоря, не зная точной причины, невозможно подать жалобу на необоснованный отказ в обслуживании.

Есть только одно, но очень важное «но»: формы для информирования клиентов должны были разработать, утвердить и передать в банки специалисты ЦБ РФ. Однако финансовый регулятор этого не сделал, тем самым дав банкам реальную возможность пользоваться при ответах на запросы клиентов общими формулировками, в частности, такими:

  • «нарушение требований закона 115-ФЗ»;
  • «осуществление сомнительной операции»,


не раскрывая при этом реальных причин отказа в обслуживании. Таким образом, поправки в законодательство, направленные на защиту банковских клиентов и обязывающие банки раскрывать информацию о причинах блокировки, превратились в профанацию.

В настоящее время уже более 0,5 млн граждан отказано в банковском обслуживании, все они содержатся в черном списке финансового регулятора. Эти люди не имеют возможности на территории России пользоваться никакими банковскими услугами. Такое ограничение в отношении их прав введено без решения суда и установления их вины. По закону фигуранты черного списка имеют право обжаловать действия банка в ЦБ РФ, а также в суд, но для этого необходимо знать конкретные причины отказа в обслуживании. Формальные формулировки для этих целей не подходят.

Банк России приводит данные, что с 17 апреля по 13 сентября 2018 года межведомственной комиссией было принято к рассмотрению 24 жалобы граждан, из которых только члены комиссии вынесли положительные решения в пользу граждан в семи случаях. Еще столько же жалоб находятся на рассмотрении.

2. Банкиры получат больше информации о мобильных телефонах должников

Депутаты Госдумы по запросу Ассоциации банков России разработали и подготовили к внесению в Госдуму законопроект, в соответствии с которым всем банкам, микрофинансовым организациям и коллекторским агентствам дадут доступ к информации о реальных владельцах мобильных номеров, которые указывают их клиенты-заемщики при оформлении кредита (займа). Об этом журналистам рассказал глава комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель совета Ассоциации банков России Анатолий Аксаков.

Любопытно, что парламентарии позиционируют свою инициативу как направленную в первую очередь на защиту граждан. Анатолий Аксаков сказал, что даже лично ему граждане часто жалуются на то, что они не имеют договора, а им постоянно звонят коллекторы. При этом их телефоны содержатся в базе данных кредиторов и опротестовать такие звонки достаточно трудно. По словам депутата, такая путаница возникает в связи с тем, что банки и другие кредиторы не имеют достоверной официальной информации о реальном владельце мобильного телефона. Зачастую кредиторы попросту не информированы о том, что должник сменил свой телефонный номер, поэтому продолжают звонить указанному в договоре и требовать погашения задолженности. Как сказал депутат:

И вот сейчас мы хотим дать возможность кредитным организациям получать информацию от телекоммуникационных компаний о том, кто является реальным владельцем соответствующего номера <...> Если человек дает номер при подписании договора, то кредитная организация либо микрофинансовая организация смогут проверить, реальный ли он номер дает.


Таким образом добропорядочные граждане будут избавлены от звонков коллекторов, а банки и МФО получат еще один механизм для выявления и предотвращения мошениичества с займами.

3. Запрет на снятие денег с анонимных счетов

Депутаты Госдумы планируют внести поправки в правительственный законопроект о запрете на снятие наличных средств с неперсонифицированных платежных карт и систем. Такие меры, по мнению парламентариев, необходимы для борьбы с сомнительными фиинансовыми операциями. Как рассказал журналистам глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков:

Мы внесем законопроект, в соответствии с которым нельзя будет снимать наличные деньги с неперсонифицированных платежных карт. Сейчас можно снимать до 15 000 рублей без всяких проблем, мы хотим запретить это для всех карт, которые не идентифицируют владельца.


Надо отметить, что в данном случае речь идет не о банковских картах, а о тех платежных картах, которые выдают электронные платежные системы. Например, Visa QIWI или Яндекс.Деньги. Их клиенты могут внести паспортные данные, не подтверждая личность, и пользоваться системой, в том числе и обналичивать средства в пределах установленного на месяц лимита. Парламентарии решили пресечь такую практику.

Поскольку Правительство РФ ранее внесло в Госдуму законопроект № 287876-7 «О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона "О национальной платежной системе"», ограничивающий анонимные электронные платежи (с помощью электронных кошельков и предоплаченных банковских карт), логично, что поправки будут внесены именно в него. Если ограничения будут приняты, россияне смогут пополнять электронные кошельки только безналичным образом, с банковского счета.
Нужна консультация специалиста?