Доследственные проверки» не могут быть упразднены

16.11.2016
Уполномоченный по праВам человека в РФ Татьяна Москалькова абсолютно верно обозначила одну из болевых точек нашего уголовного процесса – массовое нарушение прав граждан в стадии возбуждения уголовного дела или, как в обиходе называют эту процедуру, при «доследственных проверках».

Действительно, сложилась порочная практика, когда подобные проверки длятся месяцами и фактически подменяют предварительное расследование, а после этого в течение считанных дней проводится формальная процедура следствия и уголовное дело быстро передается в суд. При этом в ходе «доследственной проверки» практически отсутствует и без того чахлый процессуальный принцип состязательности сторон, хотя фактически гражданин находится в положении подозреваемого или обвиняемого.

Подобная ситуация является закономерным следствием политики законодателя, который под давлением силовых структур год за годом расширял в стадии возбуждения уголовного дела полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и расследование. В то время как репрессивный механизм обвинения в этой стадии процесса постоянно увеличивался, права граждан на защиту оставались в прежнем виде – т.е. практически отсутствовали.

Однако нельзя согласиться с предложением о ликвидации так называемых «доследственных проверок», так как это кардинально изменит порядок возбуждения уголовного дела. Крайне опасно предложение возбуждать уголовное дело лишь при наличии повода, но без достаточных оснований. Не следует сбрасывать со счетов такое российское обыкновение, что попавшему в орбиту уголовного преследования человеку крайне сложно из нее выбраться. Как правило, вне зависимости от реальной вины уголовное дело с обвинительным заключением направляется в суд, где этот документ переписывается в приговор.

Обозначенную Уполномоченным проблему следует решать другим способом – ликвидацией того обширного инструментария уголовного преследования, который был в последние годы законодательно внесен в стадию возбуждения уголовного дела. Кроме того, необходимо ввести жесткий контроль за соблюдением сроков проверок. Удлиненные сроки, установленные законом в качестве исключительных, на практике применяются дознавателями и следователями в качестве обычных, не требующих исключительных обстоятельств. Следует также искоренить распространенную практику бесконечных проверок, когда принятое процессуальное решение (его так и называют – «промежуточное») отменяется и материал возвращается на дополнительную проверку, и так без конца.

Таким образом, к предложению омбудсмена о пресечении нарушений прав граждан в стадии возбуждения уголовного дела следует отнестись наивнимательнейшим образом. Но решать эту проблему следует иным способом – путем указанных выше законодательных изменений.
Нужна консультация специалиста?